Вопрос №53985
17.10.2014 - 21:46

Составить соглашение о взаимозачете к договору.



Здравствуйте! Подскажите пожалуйста по вопросу. Мы ООО и у нас договор аренды помещений с физическим лицом. Сделали капитальный ремонт помещений за счет организации. Теперь нужно провести взаимозачет.

Как составить доп. соглашение о взаимозачете к договору аренды? Спасибо

Эльвира, Тюмень
Ответ №1
18.10.2014 - 9:43

Здравствуйте!

Взаимозачет - это такой способ безналичных расчетов между организациями (или предпринимателя), который работает в виде зачета взаимных требований при поставках товаров или оказании услуг друг другу.
Согласно ст. 153 Гражданского кодекса РФ взаимозачет - это сделка, направленная на прекращение прав и обязанностей субъектов хозяйственной деятельности. ГК РФ не рассматривает его как самостоятельную сделку, а относит к одному из способов прекращения обязательств. Как указано в ст. 410 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Однако проведение организацией взаимозачета со своим контрагентом возможно лишь при выполнении следующих условий. Во-первых, участники взаимозачета должны одновременно выступать по отношению друг к другу и должниками, и кредиторами, то есть у сторон должны иметься в наличии встречные задолженности.

Как следует из ст. 410 ГК РФ, взаимозачет является односторонней сделкой, осуществляемой между двумя субъектами гражданско-правовых отношений. Причем для зачета достаточно заявления одной стороны.
Форма заявления, используемая для проведения зачета, законодательно не утверждена, а значит, организация может ее разработать самостоятельно. Только не забудьте закрепить использование данной формы в учетной политике. Бухгалтерское законодательство в случае отсутствия унифицированных форм документов допускает использование в качестве первичных бухгалтерских документов самостоятельно разработанные формы, главное, чтобы в них присутствовали в обязательном порядке все реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Заявление может быть оформлено и в виде письма (заявления, уведомления) к контрагенту, составленного в произвольной форме, и в виде акта сверки расчетов, и в виде соглашения о проведении взаимозачета, и в виде протокола. Из заявления должны быть понятны все суммы (суммы обязательств вообще и суммы обязательств к взаимозачету в частности), обязательства, которые стороны погашают зачетом, основания их возникновения, а также дата совершения зачета. Составляется этот документ в двух экземплярах, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером, а также заверяется печатью юридического лица.

Составьте письменное ежемесячное соглашение (или заявление одной из сторон) о зачете. При этом в договорах порядок расчетов и цены желательно прописать одинаково. При желании можно сделать одно соглашение на весь срок действия договоров аренды.