Вопрос №13007
16.09.2014 - 0:05

Вопрос о товарном знаке



Здравствуйте! В ноябре 2012 г. мы с сестрой зарегистрировали ИП и занимались изготовлением рекламной продукции. В ноябре 2013 г. решили заняться еще и торговлей. Открыли магазин товаров для детей от рождения до года. Название выбирали долго, пересматривали все справочники с названием магазинов. В итоге название дали "Лялька". В августе 2014 г. в магазин пришла дама и заявила, что мы не имеем права так называться, так как она уже 15 лет выпускает продукцию под названием "Ляля" для новорожденных. Что недавно продлила патент. Теперь собирается подавать на нас в суд. Скажите действительно ли это так? Она выпускает продукцию под брендом "Ляля", а мы назвали магазин "Лялька" (юр.название ИП Меньшова) и торгуем товарами других производителей, то есть сами не являемся производителями. Жду от Вас ответа, так как нигде не могу получить консультацию. Спасибо.

Ответ №1
17.09.2014 - 11:52

Здравствуйте!

Согласно п.3 ст. 1474 ГК РФ Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Здесь сформулировано важное правило о запрете нарушения исключительного права на фирменное наименование. Поэтому, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения.При этом такое использование считается незаконным при наличии следующих условий:
- если указанные юридические лица, использующие тождественные или сходные наименования, осуществляют аналогичную деятельность;
- фирменное наименование второго юридического лица включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица (т.е. принимается во внимание "старшинство" права на фирменное наименование).

Однако есть нюанс - не раскрыто понятие "аналогичная деятельность", осуществляемая другими юридическими лицами с использованием спорных фирменных наименований. Поэтому возможно предположить, что речь идет о производстве однородных товаров, выполнении однородных работ или предоставлении однородных услуг, которые могут вызвать у потребителей представление о принадлежности этих товаров, работ, услуг определенному лицу. При этом должны приниматься во внимание различные признаки деятельности, в том числе род товара, вид материала, из которого изготовлен товар, виды работ, услуг, их назначение, круг потребителей.

Высший Арбитражный Суд РФ в своем письме от 29 мая 1992 г. "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике" (Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1992. N 1) высказал точку зрения, что наиболее запоминаемое название, под которым фирменное наименование известно публике, могло быть одинаковым у различных организаций.
В связи с этим определенный интерес представляет иск екатеринбургского хозяйственного товарищества с ограниченной ответственностью "Акцепт", который был предъявлен еще в мае 1991 г. московской Акционерской компании "Акцепт" в Государственном арбитраже г. Москвы. Ответчикам предъявлялось требование об изменении фирменного наименования, однако иск был отклонен, поскольку зарегистрированные в установленном порядке организации имели разную организационно-правовую форму. В декабре 1991 г. истец попытал счастья в бывшем Антимонопольном комитете, подав заявление о пресечении недобросовестной конкуренции со стороны уже пяти "Акцептов" (московского, новосибирского и трех екатеринбургских). И вновь проиграл дело, поскольку организации-ответчики имели различные, с учетом их организационно-правовой формы, фирменные наименования.